г. Москва, Спартаковская площадь, дом 14, строение 3, офис 3005
Статья 8.8 КоАП — нецелевое использование земельного участка, комментарий

Судя по всему, Росреестр обратил пристальное внимание на вопрос целевого использования земли. Все чаще инспекторы Росреестра обследуют земельные участки и устанавливают факт нецелевого использования земельных участков. Последствием является привлечение к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ и выдача предписания об исправлении недостатков. В настоящей статье мы поговорим о следующих вопросах:

  • когда использование земельного участка является нецелевым;
  • комментарий к статье 8.8 КоАП;
  • порядок и последствия привлечения к административной ответственности по статье 8.8 КоАП за нецелевое использование земельного участка.


Когда использование земельного участка является нецелевым.

Необходимость целевого использования земельного участка установлена в Земельном кодексе РФ (ЗК РФ). Статья 42 ЗК РФ устанавливает, что первая обязанность собственника и пользователя земельного участка – это использование его в соответствии с категорией земель, целевым назначением и разрешенным использованием.

Условно целевое назначение земельного участка можно определить по нескольким уровням:

  1. Категория земель. Это первичный уровень деления всех земель в РФ. Полный перечень категорий содержится в статье 7 ЗК РФ (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса). Каждая категория предназначена для определенной деятельности, выполняет свою глобальную функцию. Посмотреть эту функцию также можно в соответствующем разделе ЗК РФ, посвященном конкретной категории земель. Так, например, земли населенных пунктов – это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В данном случае нарушением будет являться, например, использования земель населенных пунктов для масштабного сельскохозяйственного производства или для целей, которые могут препятствовать проживанию на указанных землях.

Категория земель указывается в ЕГРП и в свидетельстве о праве собственности.

  1. Вид разрешенного использования. Каждая категория земель, о которой мы говорили выше имеет свой набор видов разрешенного использования. Так, например, в статье 78 ЗК РФ закреплен перечень видов использования для земель сельскохозяйственного назначения — Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Вид разрешенного использования земель населенных пунктов определяется на основании норм Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). Все населенные пункты подлежат градостроительному зонированию и должны утвердить правила землепользования и застройки (ПЗЗ). В ПЗЗ населенный пункт делится на функциональные зоны (например, многоэтажное жилое строительство, парковые зоны, зоны торговли и т.п.). Для каждой из зон утверждается также основной вид разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования. Земельный участок можно свободно использовать в соответствии с основными видами разрешенного использования и условно разрешенными. Вспомогательные виды разрешенного использования могут быть задействованы при уведомлении органов местного самоуправления.

Вид разрешенного использования содержится в ЕГРП и свидетельстве о праве на земельный участок.

Таким образом, любое нарушении категории земель и вида разрешенного использования может квалифицироваться как нецелевое использование земельного участка и повлечь административную ответственность.

Но есть ситуации достаточно очевидные. Например, земельный участок предоставлен для сельскохозяйственного производства, а на нем стоит магазин. Или земельный участок предоставлен под жилое строительство, а на нем построили цех. В таких ситуациях действительно сложно поспорить, что земельный участок используется нецелевым образом.

Но бывают пограничные ситуации, когда сразу не поймешь целевым образом используется участок или нет. Например, дачный поселок, разрешенное использование земельного участка «под ижс с правом проживания». В поселке есть земельные участки, которые имеют такое же разрешенное использование, но фактически на них располагаются поселковые дороги и коммуникации. Или, например, в таком дачном поселке есть земельный участок, который отгораживает жилую зону поселка от дороги. Является ли такое использование участка нецелевым?

Тогда какие критерии позволят найти правду в таких спорных случаях. На наш взгляд, должны присутствовать следующие условия:

—           фактическое использование земельного участка должно быть связано с основным использованием, либо носить какой-то неотъемлемый вспомогательный характер.

—           не должно нарушать какие-либо технические, санитарно-эпидемиологические, экологические и другие нормы и правила. Потому что если такое использование земельного участка не является опасным для людей и окружающей среды, то такое использование нарушает законодательство и влечет административную ответственность.

Комментарий к статье 8.8 КоАП РФ (Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению).

Текст статьи и комментарий:

  1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий: данная часть статьи является общей и устанавливает ответственность за все случаи, когда текущее использование земельного участка не соответствует категории земель или виду разрешенного использования. Данное соответствие устанавливается инспектором в процессе обследования земельного участка и мотивируется с точки зрения законодательства РФ при рассмотрении дела об административном производстве.

  1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Комментарий: порядок и признаки освоения земель сельскохозяйственного назначения изложены в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации». Если эти критерии будут установлены инспектором в ходе исследования земельного участка, то привлечение к ответственности неминуемо. Срок, в течение которого должны быть освоены земли сельскохозяйственного назначения составляет 3 года.

  1. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Комментарий: для указанных в настоящей части категорий земельных участков установлены специальные сроки освоения земельных участков. Для жилищного строительства они устанавливаются договором или разрешением на строительство. А по огородничеству и садоводству – специализированным актом – Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Данный срок составляет 2 года.

  1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Комментарий: Данная часть является специфической. Практика по ней не является обширной и поэтому очертить какой-либо закрытый круг оснований для привлечения к ответственности нельзя.

Порядок привлечения к административной ответственности.

Для привлечения к ответственности прежде всего факт нарушения законодательства должен быть установлен. Нецелевое использование земельного участка устанавливается посредством его осмотра. Такой осмотр может быть осуществлен как в рамках плановой проверки, так и в рамках профилактических мероприятий. То есть предсказать, когда произойдет такой осмотр сложно.

По результатам осмотра составляется акт, где фиксируется все увиденное инспектором.

Если в ходе осмотра устанавливаются какие-либо нарушения, то должностным лицом Росреестра составляется протокол об административном правонарушении. После этого следует вынесение постановления о привлечении к административной ответственности.

Чаще всего последствием привлечения к административной ответственности является штраф, который указывается в постановлении о привлечении к административной ответственности. Срок обжалования такого постановления составляет 10 дней с момента получения постановления. Срок исполнения постановления – 60 дней с момента истечения сроков для обжалования.

Скорее всего, убедить инспектора, что Вы используете участок надлежащим образом не удастся. Поэтому Вам надо направить жалобу на постановление в суд. Главное – не пропустить срок.

В случае, если срок на обжалование будет пропущен, то обжалование все равно возможно. Но параллельно в отношении Вас будет вестись взыскание в рамках исполнительного производства.