В статье мы расскажем о том, что конкретно вы сможете сделать, если нашли о себе негативный отзыв в социальных сетях, на сайтах отзовиков или других ресурсах. Написать эту статью нас побудило возросшее количество обращений наших доверителей в рамках юридического обслуживания.
Интернет позволяет каждому человеку написать все, что он думает о компании в любое время дня и ночи. Но сегодня у таких людей все меньше шансов остаться безнаказанными. Поговорим о том, что делать, если деловая репутация вашей компании пострадала и разберем конкретные примеры компенсации вреда.
К концу статьи вы будете точно знать что делать если в интернете кто-то не прав и как компенсировать вред деловой репутации вашей компании. Сначала мы расскажем о том, в каких случаях можно говорить о вреде деловой репутации юридического лица, как отличить оскорбление от мнения, а потом покажем что можно сделать в самых распространенных случаях.
Что может нанести вред деловой репутации юридического лица.
Для начала определимся в каких случаях вообще можно говорить о компенсации вреда деловой репутации. Для этого потребуются следующие условия.
Информация должна быть распространена публично. Например, на отзовике или в соцсети. Сообщение в личном чате или фраза в приватном разговоре не подойдет.
Информация должна не соответствовать действительности, либо быть оскорбительной. Если человек публично раскрывает правду, то вреда деловой репутации нет. Правда в оскорбительной форме - вред деловой репутации.
Если человек выражает свое мнение, хоть и неприятное, то его нельзя привлечь к ответственности. В таком случае лучше прибегнуть к неюридическим методам и воспользоваться SERM или PR услугами.
Как отличить оскорбление и ложь от мнения. Свобода слова предполагает, что каждый вправе высказаться даже если его мнение кому-то не нравится. Но часто грань между мнением и оскорблением условна.
Мнение (оценочное суждение):
- в принципе не поддается доказыванию, потому что является субъективным.
- сформулировано предположительно, а не как утверждение о факте.
- не является оскорблением. То есть не содержит ругательств, обвинений в преступлениях, неэтичных поступках, другой некорректной формы изложения.
Самые распространенные формы распространения порочащей информации о компании:
- Отзывы на специализированных сайтах. Таких много - otzovik.com, yell.ru, zoon.ru. Отзывы о работодателе появляются чаще всего на antijob.net. Существуют много сайтов, которые потом просто копируют эти отзывы и начинают множить их. Это подобно гидре - срубаешь одну голову, а вырастает две новых.
- Посты в социальных сетях. Чаще всего посты размещаются на личных страницах или группах. Иногда для размещения порочащей информации создаются отдельные группы. Также могут размещаться видео на YouTube.
- Статьи в интернет-СМИ. Наибольший вред деловой репутации могут нанести материалы в СМИ.
Размещение материалов может происходить вашими клиентами, конкурентами или уволенными работниками. Именно они будут компенсировать вред деловой репутации.
Методы защиты деловой репутации юридического лица достаточно разнообразны. Выбор конкретного пути всегда индивидуален и зависит от ситуации.
1. Переговоры с администрацией интернет-ресурса. Чаще всего владелец сайта не санкционирует материалы, которые размещаются у него. Практически у всех крупных сайтов существует пользовательское соглашение, в котором описаны ограничения для размещения информации. Очень часто такое заявление решает вопросы.
Например, ниже выдержка из правил социальной сети Вконтакте с ограничениями на распространение информации:
2. Нарушение законодательства о персональных данных. Если в тексте присутствует указание на персональные данные, то это нарушение как со стороны сайта, так и со стороны автора. Например, это может быть упоминание имени или фамилии. По этому основанию можно написать жалобу.
Ниже, например, выдержка из правил социальной сети Facebook, которые касаются персональных данных:
3. Нарушение прав на интеллектуальную собственность. Бывает, что размещенная информация может нарушать права на интеллектуальную собственность. Например, содержать изображение товарного знака, либо фрагмента какого-то документа, на который авторские права у компании. В таком случае предъявление претензий может быть связано именно с этим.
Ниже правила социальной сети Instagram, которые касаются нарушения правил интеллектуальной собственности:
4. Распространение конфиденциальной информации. Процесс оказания услуги может содержать информацию, которая является конфиденциальной в соответствии с условиями договора. Если недовольная сторона начинает распространять такую информацию, то это может стать основанием для привлечения к ответственности.
5. Закон о забвении. Эта возможность предусмотрена статьей 10.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Компания может потребовать у поисковой системы исключить из выдачи информацию, которая является недостоверной, либо устарела. Этот метод можно использовать для защиты деловой репутации.
6. Недобросовестная конкуренция и реклама. Часто конкуренты атакуют деловую репутацию компании. Распространение недостоверной и порочащей информации нарушают Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». За это распространитель информации может быть привлечен к ответственности.
7. Предъявление иска к автору информации. Компания вправе предъявить иск о компенсации вреда и прекращении распространения информации. Главная проблема в интернете - это установление личности автора. В случае, если площадка и предоставленные данные не позволяют идентифицировать автора, то проблем с предъявлением претензий может быть больше.
8. Предъявление иска о недостоверности информации. Если автора сообщения установить невозможно, то в суд можно обратиться с заявлением об установлении факта недостоверности информации. Впоследствии это решение можно использовать в удалении всей информации из интернета, которая порочит деловую репутацию.
9. Предъявление иска к СМИ. Закон о СМИ позволяет потребовать опровержения информации таким же путем, как была распространена порочащая и недостоверная информация о деловой репутации.
Свяжитесь с нами, если остались вопросы по юридическому обслуживанию. Подпишитесь на обновления в блоге - Facebook, Telegram, Instagram.