Что предпринять, если бренд вашей компании пострадал от действий клиентов, конкурентов и других. Бренд это собирательное понятие, которое используется интуитивно. Между тем, в законе такого слова нет. Что же включается в понятие бренд и как защитить это от нарушений.
Понятие бренд интуитивно понятно, а на самом деле оно включает:
Фирменное наименование. Проще говоря - это название вашего юридического лица - ООО «Ромашка» и т.п. Фирменное наименование есть у каждого юридического лица по факту регистрации.
Логотип. На самом деле такого понятия как логотип в законе тоже нет. Поэтому логотип - это просто картинка, на которую у вас есть права, или слово. При этом логотип не регистрируется. Обычно это картинка, которую заказывают у дизайнера и потом размещают на материалах компании. В законе для этой категории используется такое понятие как коммерческое обозначение.
Товарный знак. Это классическое средство индивидуализации. Можно сказать, что это прокачанный логотип. Может быть словом, картинкой, стилем и т.п. Регистрируется в Роспатенте по установленной законодательством РФ процедуре.
Деловая репутация. К составляющей части бренда можно отнести деловую репутацию. Это то, что люди думают про вашу компанию.
Клиентская база. Это неюридическое понятие, но является достаточно важным атрибутом бренда. Это те клиенты, которые пользуются и ориентируются на конкретный бренд. При этом количество неважно. Эти люди характеризуются выявленной потребностью в вашем продукте.
Поэтому когда речь идет о нанесении вреда бренду, то как раз мы говорим, что пострадало что-то из перечисленного, либо все сразу. В зависимости от того, что пострадало мы выстраиваем тактику действий.
Вы имеете право использовать и распоряжаться брендом (любым составляющим) в ваших интересах. Только вы можете их размещать, где хотите. Также вы имеете право предоставлять право использовать свою собственность третьим лицам исключительно по договору. В законодательстве есть случаи, когда товарный знак можно использовать без разрешения правообладателя, но об этом мы расскажем в другой статье.
Бренд необходим именно для того, чтобы индивидуализировать ваши товары и услуги. Выделять их среди остальных, вызывать четко определенные ассоциации у клиентов. Поэтому защита бренда направлена именно на то, чтобы пресечь паразитирование на бренде или намеренное причинение вреда.
Первая разновидность нарушения бренда - Обозначение сходного или однородного товара и введение в заблуждение потребителя. При этом на сегодняшний день разрешается использовать товарные знаки чужие в статьях, информационных сообщениях, без какой-либо цели продвижения. То есть, если по телевизору или в газете или в интернете публикуется какой-либо материал информационного характера (то есть нерекламного), то предъявить что-то за товарный знак нельзя. Также если человек рассказывает о своих субъективных ощущений от использования.
Вторая разновидность нарушения бренда - Использование при рекламе или размещении аналогичных товаров. Главный признак - это введение потребителя в заблуждение. Это происходит, когда потребитель думает, что реклама относится к конкретному товару, а на самом деле не так. Например, когда идет сравнение не в вашу пользу. Также заблуждение может произойти, когда бренд конкурента похож на ваш и потребитель может запутаться к кому он обращается.
Третья разновидность нарушения бренда - Злоупотребление правами и использование товарного знака с исключительной целью причинить вред правообладателю. Например, когда бренд упоминается исключительно с целью причинения вреда или распространения порочащей информации.
В целом способов защиты бренда немного:
Заявление требований о прекращении незаконных действий. В этом случае важно зафиксировать все факты нарушений и установить конкретное лицо, кто этим занимается. При этом требование заявляется сначала в виде претензии, а затем в суд.
Обращение к администраторам ресурсов, где происходит размещение о нарушении правил использования ресурсов (например, намеренное распространение оскорбительной информации) или о нарушении интеллектуальных прав на бренд.
Взыскание неустойки или убытков. Законом установлена неустойка от 10 тр до 3 млн. рублей. Альтернативный путь - взыскание убытков. Размер убытков может быть определен например в размере объема продаж, который совершил нарушивший с использованием чужого бренда.
Свяжитесь с нами, если остались вопросы по юридическому обслуживанию. Подпишитесь на обновления в блоге - Facebook, Telegram, Instagram